Программа просвящения родителей

Программа просвещения родителей

                 В дошкольном возрасте происходит активное становление личности ребенка, закладка системы ценностей, формирование черт характера, а также физическое и физиологическое развитие и созревание. Родители выступают в этот период одними из основных агентов социализации детей, а также наиболее значимыми для ребенка людьми, от которых во многом будет зависеть его дальнейшая жизнь и развитие. Использование воспитательного потенциала семьи в полном объеме является условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного формирования его личности.

Целью взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями детей дошкольного возраста является организация психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей, а также обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи, повышение воспитательного потенциала семьи.

Данный раздел создан для вас, РОДИТЕЛИ!

Здесь Вы можете узнать различную информацию о развитии ребенка, найти интересные ресурсы, созданные для развития дошкольника, а также полезную информацию для Вас, родители.

Также Вы можете задавать интересующие вопросы на странице контактов сайта. На основе этих вопросов и обсуждений специалисты будут выявлять образовательные запросы родителей и их реализовывать.

Программа просвещения родителей

Программа просвещения родителей (законных представителей) дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации / Т.П. Авдулова, И.А. Бурлакова Е.И. Изотова, Т.В. Кротова,О.В. Никифорова, В.А. Новицкая, Г.Р. Хузеева,Р.И. Яфизова[и др].

Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации, представляет собой документ, направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования в определении содержания и форм просвещения родителей.

Разработка Программы осуществлялась как мера государственной поддержки в части подготовки и внедрения программ просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации.

Программа содержит методические материалы, которые позволяют сориентироваться в современных взглядах на родительство, подходах к организации процесса просвещения. Также в ней представлен значительный объем материалов, касающихся непосредственно содержания просветительской деятельности в дошкольных образовательных организациях.

Основные цели программы:

  • Формирование осознанного и ответственного родительства

  • Поддержка семьи в вопросах образования и здоровья детей

  • Обеспечение единства воспитания в семье и детском саду

  • Повышение воспитательного потенциала семьи

  • Информирование о правах родителей и государственной поддержке

Ключевые задачи программы:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей

  2. Информирование о возрастных особенностях развития детей

  3. Приобщение к ценностям ответственного родительства

  4. Раскрытие важности образовательной работы с детьми

  5. Оказание помощи в преодолении трудностей развития детей

  6. Информирование о возможностях получения индивидуальной помощи

  7. Выбор оптимальных методов взаимодействия с родителями

Сроки реализации: 2024-2030 годы

Особенности программы:

  • Не является образовательной программой

  • Помогает педагогам в организации просветительской работы

  • Позволяет выбирать оптимальные формы просвещения

  • Учитывает специфику разных групп родителей

  • Ориентирована на реальные запросы семей

Программа выступает важным инструментом формирования единого образовательного пространства страны и поддержки семей с детьми дошкольного возраста, способствуя повышению качества семейного воспитания и укреплению партнерских отношений между семьей и дошкольной образовательной организацией.

 

Ответственные разработчики:

Галинис А.Г.  – заведующий  МБДОУ  детский сад № 13, руководитель внедрения программы

  • Корнилова Н.Ю.-воспитатель
  • Слюняева И.В.- воспитатель
  • Политаева В.В.- воспитатель
  • Любимова О.С.- педагог-психолог

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

09.06.2025

Дорожная карта просвящения родителей.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ о программе работы с родителями.pdf (скачать) (посмотреть)

Материалы для педагогов

09.06.2025

Из опыта работы победителей III Всероссийского конкурса Центров и программ родительского просвещения

РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА


Современные способы просвещения родителей в ДОУ. Консультация для педагогов.

Цель просвещения родителей – создание информационного социально-психологического пространства, позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей, получать знания в области возрастной психологии и педагогики, повышать культурный и образовательный уровень в сфере участия в организации образования.

Задачи просвещения родителей:

1.       содействие развитию ключевых компетенций родителей (информационных,

2.       мотивационных, технологических, коммуникативных, рефлексивных);

3.       формирование ответственной и позитивной родительской позиции;

4.       пропаганда обобщенно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного  дома;

6.       содействие развитию навыков родительского самообразования;

7.       выстраивание позитивных детско-родительских отношений;

8.       разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;

9.       профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства;

10.   повышение уровня правовой культуры в области семейного права;Хочу такой сайт

11.   пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи;

12.   повышение мотивации родителей к участию в общественно государственном управлении образовательными системами и др.

 

Принципы построения взаимодействия с родителями воспитанников:

1.       ориентация на актуальные для родителей проблемы, образовательные потребности и интересы;

2.       учет социальных, образовательных, временных ресурсов семьи;

3.       учет личного опыта родителей;

4.       доверительность отношений;

5.       партнерство, диалог;

6.       конфиденциальность в общении.

Классификация технологий личностно ориентированного взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые могут успешно применяться в практике просвещения (по М.С. Задворной).

1. Информационно-развивающие технологии

Цель:  овладение системными, разносторонними знаниями. 

Методы реализации: самостоятельное изучение литературы, тематические консультации и беседы с педагогами ДОО, применение интернет-ресурсов (Skype, WhatsApp, Viber, электронная почта и др.); вебинары, видеоуроки для родителей; средства социальной рекламы (видеоролики, буклеты, листовки); совместные просветительские мероприятия с социальными партнерами ДОО (библиотеки, музеи, ГИБДД и др.).

2. Деятельностные технологии

Цель – развитие у родителей практических умений, навыков, по отношению к которым получаемая информация является инструментом, который обеспечивает возможность качественно осуществлять родительскую функцию.

Деятельностные технологии включают в себя игровые технологии, кейс технологии.

Например, с родителями могут использоваться следующие виды игр:

1.       коммуникативные и диалоговые игры, направленные на знакомство, создание атмосферы эмоционального комфорта, сплочение родительского коллектива, формирование у участников встречи чувства группового единения;

2.       игры, направленные на актуализацию детских впечатлений родителей, позволяющие лучше понять своего ребенка;

3.       игры, направленные на осознание своих родительских особенностей и возможностей; развитие рефлексии;

4.       ролевые или ситуационные игры, в которых родители приобретают навыки эффективного взаимодействия с ребенком.

 

3. Развивающие проблемно-поисковые технологии

Цель – развитие критического мышления, способного не только видеть, но и анализировать проблемы, подбирать средства и способы их решения.

К развивающим проблемно-поисковым технологиям относятся проблемные лекции, семинары, дискуссии; интерактивные, имитационные, исследовательские мероприятия, проектная деятельность.

4. Диалоговые технологии

Диалоговые технологии – это главные технологии личностно ориентированного образования.

Цель диалоговых технологий – развитие в процессе обучения творческого потенциала, духовно-нравственных качеств личности с учетом ее способностей, возможностей и потребностей.

Технология педагогического общения (В.А. Кан-Калик) – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: сохранить достоинство педагога, родителя и ребенка в воспитательных взаимодействиях.

Технология педагогического разрешения конфликта (А.В. Мудрик) – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами.

Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.

Способы разрешения конфликта: юмор, «психологическое поглаживание», компромисс, анализ ситуации.

Технология организации «ситуации успеха» (Н.Е. Щуркова) – культивированное настроение доброжелательности; снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь; авансирование ребенка (термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств; усиление мотивов деятельности; педагогическое внушение; педагогическая оценка.

Технология коллективного творческого дела (И.П. Иванов) – это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. Примерами реализации технологии коллективного творческого дела могут быть мультфильмы, рукописные/рукодельные книги, театральные постановки, выставки семейных коллекций, семейные газеты и групповые портфолио и др.

5. Рефлексивные технологии

О.Л. Зверева включает в понятие «педагогическая рефлексия» умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины как своих педагогически удач, так и просчетов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации.

К методам развития педагогической рефлексии у родителей относят: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, самотестирование родителями собственного опыта семейного воспитания и др.


Опрос запросов родителей (законных представителей) о содержании консультативной помощи

09.06.2025

 Программа просвещение родителей

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности. Отключить cookie Вы сможете в настройках своего браузера. Нажимая СОГЛАСЕН. Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании  cookie на нашем сайте.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».