ПРОГРАММА ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 13 ГОРОДА КАМЕНСК_ШАХТИНСКИЙ

                                                                                                                                                                          

ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЯ

«Здоровый ребенок»

Разработчики программы:  Галинис Анжелика Геннадьевна-заведующий

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из проблем 21 века, является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получения большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».

В то же время за последние 5 лет численность детей дошкольного возраста в России  уменьшилась на 3,9 млн. человек (-41,9%). Снизилось число детей в возрасте 3 года (на 0,9 млн., или на 37,5%), в возрасте 4 го­да (на 1 млн., или на 41,7%), а также в воз­расте 5-6 лет (на 2,0 млн., или на 44,5%). В этой ситуации и при существующих тенденциях динамики демографических показателей сохранение и укрепление здо­ровья, адекватный контроль за ростом и развитием детей данной возрастной груп­пы является приоритетной государственной задачей.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена еще и тем, что это период по­степенной подготовки ребенка к система­тическому обучению, к восприятию учеб­ных нагрузок в школе. От состояния здо­ровья во многом зави­сит успешность обучения, работоспособ­ность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам. В условиях гуманизации образовательной среды возрастает роль сохранения здоровья ребенка как одного из факторов эффективности процесса обучения, определяющая в дальнейшем полноту реализации его жизненных целей и смыслов.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека на 50%-70% зависит от его образа жизни. Чтобы быть здоровым, человеку нужно овладеть искусством сохранения и укрепления своего здоровья. Обучаться этому искусству человек должен с раннего детства, поэтому дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек.  Мы считаем, что в центре работы детского учреждения  по полноценному физическому развитию, укреплению и развитию здоровья детей должна находиться семья, включая всех ее членов.

Программа «Здоровый ребенок» предусматривает применение методов и способов, направленных не только на обеспечение, но и формирование физического и психического здоровья детей как в ДОУ, так и в семье.

В основе программы - научные теории: а) функциональных систем и адаптации (П.К. Анохин, Р.М. Баевский, Ф.З. Меерсон); б) творческой педагогической деятельности и развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, инновационных процессов в сфере образования (Н.А. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Б.Воронцов и др.); в) типологии поведения и деятельности человека (А. Анастази,  В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин, Б.М. Теплов); г) психического и физического развития детей (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, П. Милнер, П. Фресс).

Реализация программы «Здоровый ребенок» рассчитана сроком на 5 лет. 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для обеспечения, формирования и развития здоровья воспитанников ДОУ.

ЗАДАЧИ:Хочу такой сайт

  1. Сохранить и развить соматическое, физическое и психоэмоциональное здоровье воспитанников.
  2. Заложить в сознание детей правильное понимание здорового образа жизни и привить им навыки здоровой жизни.
  3. Создать мотивацию у педагогов на интеграцию образовательно-воспитательной и здоровьеразвивающей деятельности, посредством вовлечения в проектную деятельность.
  4. Привлечь родителей в процесс воспитания здорового ребенка через механизмы социального партнерства.

ПРИНЦИПЫ:

  1. Принцип научности –  использование научно обоснованных и практически апробированных методов и способов для здоровьесбережения и здоровьеформирования воспитанников.
  2. Принцип природосообразности – организация здоровьеразвивающей деятельности с учетом природы ребенка, его индивидуальных биологических, физиологических и психологических особенностей.
  3. Принцип комплексности и интегративности – проведение работы по здоровьеобеспечению,  здоровьесозиданию  комплексно,  в ходе всего образовательно-воспитательного процесса.
  4. Принцип гуманистичности – ориентация педагогического процесса на индивидуальные особенности ребенка, его уникальность.
  5. Принцип социального партнерства – совместное участие педагогического коллектива и родительской общественности в сохранении, формировании и развитии здоровья детей.
  6. Принцип результативности – получение положительного результата от здоровьеразвивающей деятельности независимо от возраста и уровня физического развития детей.

 

ОБЩИЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРОГРАММЫ

В отношении:

1) воспитанников:

  • культивирование у детей осмысленного отношения к собственному (телесному, душевному,  духовному) здоровью как к единому целому, привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  • активизация и развитие познавательных интересов к своему и чужому телу и его возможностям, развитие представлений о том, как устроен человек, о назначении органов. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
  • воспитание у дошкольников способности к самосозиданию собственной телесной организации в посильных для него формах, обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной само- и взаимопомощи;
  • привитие воспитанникам доступных навыков психологической самокоррекции, а также психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях;
  • формирование психической (произвольной) регуляции жизненных функций организма путем развития творческого воображения;
  • формирование у детей четких представлений о роли мужчины и женщины в семье, круге их обязанностей, ответственности перед членами семьи. Расширение знаний и представлений детей о нормах здорового поведения в семье;
  • обучение детей умению проявлять добрые чувства к родителям,  другим членам семьи,  к  окружающим и не  стеснялись этого. Развитие эмоционального сопереживания проблемам других людей;
  • превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей;

2) педагогов:

  • сохранение профессионального здоровья;
  • развитие культуры здоровья педагогов через формирование ценностного ответственного отношения к собственному здоровью;
  • повышение уровня профессионального мастерства для оптимизации  педагогического процесса на основе интеграции образовательной и здоровьеразвивающей деятельности;

3) родителей:

  • повышение компетентности родителей по вопросам формирования и развития здоровья ребенка в семье;
  • социальное партнёрство педагогического коллектива и родителей по вопросам сохранения и развития здоровья детей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

I. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры учреждения

  • состояние и содержание зданий и помещений детского сада в соответствии с гигиеническими нормативами и экологическим дизайном;
  • оснащенность групповых помещений, кабинетов, музыкального, спортивного и тренажерного залов, бассейна, спортивной площадки, групповых прогулочных площадок необходимым оборудованием и инвентарем;
  • функционирование медицинского кабинета в целях осуществления санитарно-гигиенической и противоэпидемической работы;
  • наличие и оснащение необходимым оборудованием пищеблока для организации качественного питания детей и сотрудников;
  • обеспечение учреждения квалифицированным составом специалистов (воспитатели, педагог – психолог, медицинские работники, логопед, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванью, педагоги дополнительного образования), осуществляющих комплексную работу по сохранению и развитию здоровья воспитанников.

II. Медицинская  профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей

  • ежедневное наблюдение за состоянием здоровья детей, с ведением «Листа адаптации» для вновь поступивших и заполнением после углубленного медицинского осмотра «Листов здоровья группы»;
  • ежемесячный анализ заболеваемости  детей по группам и информирование воспитателей о структуре заболеваемости
  • оказание медицинской поддержки при создании системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям с проблемами, основу которых составляют нарушения соматического здоровья;
  • санитарно-гигиеническое просвещение родителей.

III. Здоровьеразвивающая деятельность

  • соблюдение режима дня в детском саду;
  • рациональное сбалансированное питание воспитанников;
  • закаливание дошкольников;
  • организация рациональной двигательной активности воспитанников путем: а) обогащения двигательного  опыта детей в процессе создания  ситуации радости и удовольствия в движении; б) развития у детей физических и волевых качеств; в)  поощрения творчества детей, их активности и самостоятельности, инициативы в двигательных действиях; г) коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей;
  • обучение  детей ЗОЖ в процессе функционирования «Школы Айболита», работа которой направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни воспитанников и культуры здоровья как мировоззрения (Приложение № 1);
  • интеграция образовательной и здоровьеразвивающей деятельности педагогов.

IV. Методическая  работа с педагогами и специалистами

  • предупреждение профессиональных  деформаций и синдрома выгорания;
  •  активизация ресурсных возможностей самосовершенствования индивидуального здоровья;
  • создание творческих и проблемных групп, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего педагогического процесса;
  • изучение и внедрение передового педагогического опыта по сохранению и развитию здоровья воспитанников;
  • организация через проектную деятельность практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий здоровьесохраняющего и здоровьесозидающего педагогического процесса.

VI. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей

  • обеспечение веры ро­дителей в профессиональную компетент­ность и тактичность педагога, его умение по­нять и помочь решить проблемы семейного воспитания;
  • совместная выработка решений и разделяемой ответственности специалистов и родителей в вопросах  обеспечения и формирования здоровья детей;
  • привлечение родителей к совместной работе по проведению спортивных праздников, соревнований, дней здоровья и т.д.;
  • вовлечение родителей в совместное выполнение с педагогами проектов по сохранению и развитию здоровья воспитанников.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности. Отключить cookie Вы сможете в настройках своего браузера. Нажимая СОГЛАСЕН. Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании  cookie на нашем сайте.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».