ПРОГРАММА ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 13 ГОРОДА КАМЕНСК_ШАХТИНСКИЙ
ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЯ
«Здоровый ребенок»
Разработчики программы: Галинис Анжелика Геннадьевна-заведующий
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из проблем 21 века, является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получения большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».
В то же время за последние 5 лет численность детей дошкольного возраста в России уменьшилась на 3,9 млн. человек (-41,9%). Снизилось число детей в возрасте 3 года (на 0,9 млн., или на 37,5%), в возрасте 4 года (на 1 млн., или на 41,7%), а также в возрасте 5-6 лет (на 2,0 млн., или на 44,5%). В этой ситуации и при существующих тенденциях динамики демографических показателей сохранение и укрепление здоровья, адекватный контроль за ростом и развитием детей данной возрастной группы является приоритетной государственной задачей.
Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена еще и тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. От состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам. В условиях гуманизации образовательной среды возрастает роль сохранения здоровья ребенка как одного из факторов эффективности процесса обучения, определяющая в дальнейшем полноту реализации его жизненных целей и смыслов.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека на 50%-70% зависит от его образа жизни. Чтобы быть здоровым, человеку нужно овладеть искусством сохранения и укрепления своего здоровья. Обучаться этому искусству человек должен с раннего детства, поэтому дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек. Мы считаем, что в центре работы детского учреждения по полноценному физическому развитию, укреплению и развитию здоровья детей должна находиться семья, включая всех ее членов.
Программа «Здоровый ребенок» предусматривает применение методов и способов, направленных не только на обеспечение, но и формирование физического и психического здоровья детей как в ДОУ, так и в семье.
В основе программы - научные теории: а) функциональных систем и адаптации (П.К. Анохин, Р.М. Баевский, Ф.З. Меерсон); б) творческой педагогической деятельности и развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, инновационных процессов в сфере образования (Н.А. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Б.Воронцов и др.); в) типологии поведения и деятельности человека (А. Анастази, В.Д. Небылицин, В.С. Мерлин, Б.М. Теплов); г) психического и физического развития детей (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, П. Милнер, П. Фресс).
Реализация программы «Здоровый ребенок» рассчитана сроком на 5 лет.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для обеспечения, формирования и развития здоровья воспитанников ДОУ.
- Сохранить и развить соматическое, физическое и психоэмоциональное здоровье воспитанников.
- Заложить в сознание детей правильное понимание здорового образа жизни и привить им навыки здоровой жизни.
- Создать мотивацию у педагогов на интеграцию образовательно-воспитательной и здоровьеразвивающей деятельности, посредством вовлечения в проектную деятельность.
- Привлечь родителей в процесс воспитания здорового ребенка через механизмы социального партнерства.
ПРИНЦИПЫ:
- Принцип научности – использование научно обоснованных и практически апробированных методов и способов для здоровьесбережения и здоровьеформирования воспитанников.
- Принцип природосообразности – организация здоровьеразвивающей деятельности с учетом природы ребенка, его индивидуальных биологических, физиологических и психологических особенностей.
- Принцип комплексности и интегративности – проведение работы по здоровьеобеспечению, здоровьесозиданию комплексно, в ходе всего образовательно-воспитательного процесса.
- Принцип гуманистичности – ориентация педагогического процесса на индивидуальные особенности ребенка, его уникальность.
- Принцип социального партнерства – совместное участие педагогического коллектива и родительской общественности в сохранении, формировании и развитии здоровья детей.
- Принцип результативности – получение положительного результата от здоровьеразвивающей деятельности независимо от возраста и уровня физического развития детей.
ОБЩИЕ ПРИОРИТЕТЫ ПРОГРАММЫ
В отношении:
1) воспитанников:
- культивирование у детей осмысленного отношения к собственному (телесному, душевному, духовному) здоровью как к единому целому, привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- активизация и развитие познавательных интересов к своему и чужому телу и его возможностям, развитие представлений о том, как устроен человек, о назначении органов. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- воспитание у дошкольников способности к самосозиданию собственной телесной организации в посильных для него формах, обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной само- и взаимопомощи;
- привитие воспитанникам доступных навыков психологической самокоррекции, а также психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях;
- формирование психической (произвольной) регуляции жизненных функций организма путем развития творческого воображения;
- формирование у детей четких представлений о роли мужчины и женщины в семье, круге их обязанностей, ответственности перед членами семьи. Расширение знаний и представлений детей о нормах здорового поведения в семье;
- обучение детей умению проявлять добрые чувства к родителям, другим членам семьи, к окружающим и не стеснялись этого. Развитие эмоционального сопереживания проблемам других людей;
- превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей;
2) педагогов:
- сохранение профессионального здоровья;
- развитие культуры здоровья педагогов через формирование ценностного ответственного отношения к собственному здоровью;
- повышение уровня профессионального мастерства для оптимизации педагогического процесса на основе интеграции образовательной и здоровьеразвивающей деятельности;
3) родителей:
- повышение компетентности родителей по вопросам формирования и развития здоровья ребенка в семье;
- социальное партнёрство педагогического коллектива и родителей по вопросам сохранения и развития здоровья детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры учреждения
- состояние и содержание зданий и помещений детского сада в соответствии с гигиеническими нормативами и экологическим дизайном;
- оснащенность групповых помещений, кабинетов, музыкального, спортивного и тренажерного залов, бассейна, спортивной площадки, групповых прогулочных площадок необходимым оборудованием и инвентарем;
- функционирование медицинского кабинета в целях осуществления санитарно-гигиенической и противоэпидемической работы;
- наличие и оснащение необходимым оборудованием пищеблока для организации качественного питания детей и сотрудников;
- обеспечение учреждения квалифицированным составом специалистов (воспитатели, педагог – психолог, медицинские работники, логопед, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванью, педагоги дополнительного образования), осуществляющих комплексную работу по сохранению и развитию здоровья воспитанников.
II. Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей
- ежедневное наблюдение за состоянием здоровья детей, с ведением «Листа адаптации» для вновь поступивших и заполнением после углубленного медицинского осмотра «Листов здоровья группы»;
- ежемесячный анализ заболеваемости детей по группам и информирование воспитателей о структуре заболеваемости
- оказание медицинской поддержки при создании системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям с проблемами, основу которых составляют нарушения соматического здоровья;
- санитарно-гигиеническое просвещение родителей.
III. Здоровьеразвивающая деятельность
- соблюдение режима дня в детском саду;
- рациональное сбалансированное питание воспитанников;
- закаливание дошкольников;
- организация рациональной двигательной активности воспитанников путем: а) обогащения двигательного опыта детей в процессе создания ситуации радости и удовольствия в движении; б) развития у детей физических и волевых качеств; в) поощрения творчества детей, их активности и самостоятельности, инициативы в двигательных действиях; г) коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей;
- обучение детей ЗОЖ в процессе функционирования «Школы Айболита», работа которой направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни воспитанников и культуры здоровья как мировоззрения (Приложение № 1);
- интеграция образовательной и здоровьеразвивающей деятельности педагогов.
IV. Методическая работа с педагогами и специалистами
- предупреждение профессиональных деформаций и синдрома выгорания;
- активизация ресурсных возможностей самосовершенствования индивидуального здоровья;
- создание творческих и проблемных групп, разрабатывающих отдельные аспекты совершенствования здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего педагогического процесса;
- изучение и внедрение передового педагогического опыта по сохранению и развитию здоровья воспитанников;
- организация через проектную деятельность практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий здоровьесохраняющего и здоровьесозидающего педагогического процесса.
VI. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей
- обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;
- совместная выработка решений и разделяемой ответственности специалистов и родителей в вопросах обеспечения и формирования здоровья детей;
- привлечение родителей к совместной работе по проведению спортивных праздников, соревнований, дней здоровья и т.д.;
- вовлечение родителей в совместное выполнение с педагогами проектов по сохранению и развитию здоровья воспитанников.