РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 13 города Каменск-Шахтинский 347800, Ростовская область, г.Каменск-Шахтинский, ул.Нефтянников, д. 26 а Тел +7(8636)5-14-41, E-mail: detskiisad13@yandex.ru Принят на педагогическом совете Протокол № 3 « 24» марта 2023 г. Утверждено Приказом МБДОУ детский сад №13 № 35 от « 24» марта 2023 г. Заведующий МБДОУ детский сад №13 __________________ А.Г.Галинис Согласован Советом родителей МБДОУ детский сада № 13 Протокол № 3 от « 24» марта 2023 г. Подписано цифровой подписью: Галинис А.Г. DN: cn=Галинис А.Г., o=МБДОУ детский сад № 13, ou=руководитель, email=detskiisad13@yand ex.ru, c=RU Дата: 2023.05.22 07:46:10 +03'00' Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых «АБВГДейка» г. Каменск-Шахтинский Пояснительная записка Программа осуществляет преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Это занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Основные задачи: развитие личностных качеств; сохранение и укрепление здоровья; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам. Общая характеристика программы Основные положения программы: программа носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования. Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественнотворческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная). Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии. Программа состоит из следующих курсов: Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы. Курс «От рисунка к букве» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук, формирование графических навыков, развитие координации движений, и таких процессов, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. Место занятий в учебном плане Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «От рисунка к букве». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 20 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 36 недель. Ценностные ориентиры На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс. Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме. Планируемые результаты освоения программы В ходе освоения содержания программы «Преемственность. Подготовка к школе» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Предметные результаты. Ребенок научится: распознавать первый звук в словах; внимательно слушать литературные произведения; называть персонажей, основные события; отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы; пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям; составлять элементарный рассказ по серии картинок; обсуждать нравственные стороны поступков людей; участвовать в коллективных разговорах; использовать принятые нормы вежливого речевого общения; различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; считать от 0 до 9 и в обратном направлении; определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; ориентироваться в пространстве; ориентироваться в тетради в клетку; выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге. Ребенок получит возможность научиться: устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, потешки); устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по одному, по два. Пояснительная записка к курсу «От слова к букве» Общая характеристика курса Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи. Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям: -развитие связной речи; -подготовка к обучению чтения; -подготовка к обучению письму. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь. Содержание Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребёнка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевлённых предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевлённых — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе), слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи. Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы. Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка. Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, упражнения для губ, упражнения для языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука. Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая. Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей чёткому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре. Планируемые результаты: — правильно произносить все звуки; — проводить классификацию звуков по их произношению; — проводить классификацию печатных букв по их элементам; — соблюдать орфоэпические нормы произношения; — составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; — пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям; — соблюдать элементарные гигиенические правила; — уметь ориентироваться на странице тетради. Место курса «От слова к букве» в учебном плане Рабочая программа на изучение курса «От слова к букве» рассчитана на 72 занятия (2 занятия в неделю; 36 учебных недель). Учебно-тематический план № п/п 1 2 Наименование разделов Добуквенный период Осенние странички. Зимние странички. Всего занятий 5 3 Весенние странички. 2 Летние странички. 3 Гласные и согласные звуки и 6 буквы. Двузначные гласные 7 3 4 5 6 8 Звонкие, глухие, согласные Обобщение. Всего 72 занятия 7 шипящие 44 2 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Программа Учебник Дидактические средства для учащихся Экранно-звуковые пособия Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2016 Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016. Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2016. Игровой комплект к программе по сказкотерапии для старшего дошкольного возраста (программа + USB-флеш + игры) Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности). Календарно – тематическое планирование занятия по курсу «От слова к букве» Автор Н. А. Федосовой, 72 часа НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА № ЗАНЯТИЯ ТЕМА ЗАНЯТИЯ Осенние странички. 5 ч. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Осенние странички. Стихотворение «Осень». Игра: «Словаразные». Звуковой анализ слов (зонт, лес). Составление рассказа на тему: «Осень». Стихотворение «Опустел скворечник». Игра: «Какие слова бывают». Звуковой анализ слов (лист, туча). Составление рассказа на тему: «Как мы играем». Стихотворение «В центре нашего двора». Звуковой анализ слов (игра, игла). Составление рассказа на тему: « Что растёт в саду? А на огороде? Игры: «Найди лишний предмет». Звуковой анализ слов (репа, сад). Знакомство со сказкой «Мужик и медведь, с рассказом: « Осенняя рыбалка». Зимние странички. 3 ч. Зимние странички. Составление рассказа по рисунку. Стихотворение «Белый снег, пушистый». Звуковой анализ слова (зима). Знакомство с авторской сказкой П. Бажова, «Серебряное копытце»; Знакомство с рассказом : «Зимовье». Звуковой анализ слова (волк), с рассказом Е. Чарушина: «Заяц». Весенние странички. 2 ч. Весенние странички. Знакомство со стихотворением А.Плещеева «Весна». Отгадывание загадки. Звуковой анализ слов (весна, лужи). Знакомство с народными сказками: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Котофей Котофеевич» Летние странички. 3 ч. Летние странички. Знакомство со стихотворением , Сурикова «Лето». Составление рассказа по картинке. Отгадывание загадок о лете. Составление рассказа «Дети в лесу». Знакомство со стихотворением Я. Акима «Песенка в лесу», с рассказом В. Бианки: «Купание медвежат». Знакомство с рассказом Э. Мошковской «Суслик, который хотел быть похожим на Человека. Гласные и согласные звуки и буквы. 6 ч. Гласные и согласные звуки.Гласный звук (О). Отгадывание загадок. Разучивание скороговорки. Гласный звук [а], буква А (а). Знакомство с заглавной буквой «А». Разучивание скороговорки. Гласный звук (У). Разучивание скороговорки. Придумай загадку об улитке. Гласный звук (ы). Составление сказки о мышонке. Звуковой анализ слова «крыша», «тыква». Разучивание скороговорки. Гласный звук (И). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква И ?». Разучивание скороговорки. 27 28 29 30 31 32 Гласный звук (Э). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква Э». Разучивание скороговорки. Двузначные гласные 7 ч. Гласная двузначная буква (Я). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква Я?». Разучивание скороговорки. Гласная двузначная буква (Ю). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква (Ю)?». Разучивание скороговорки. Гласная двузначная буква (Е). Буква Е (е) в начале слова. Звуковой анализ слова «ели». Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными. Составление рассказа «Дети в лесу». Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква (Е)?». Разучивание скороговорки. Гласная двузначная буква (Ё). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква (Ё) ?». Разучивание скороговорки. Звонкие, глухие, шипящие согласные. 44 ч. Согласные звуки ( л, л*), Буквы Л, л. Игра: « Найди на рисунке Л. Разучивание скороговорки. Согласные звуки ( м, м*), Буквы М, м. Игра: « Найди на рисунке М», «Доскажи словечко». Согласные звуки ( н, н*), Буквы Н, н. Игра: « Найди на рисунке Н», «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки. 33 34 Согласные звуки ( р, р*), Буквы Р, р. Игра: « Найди на рисунке Р», «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки. 35 36-37 Чтение слогов и слов с изученными буквами Согласные звуки ( в, в*), Буквы В, в. Игра: « Найди на рисунке В», «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки. Согласные звуки ( Ф, ф*), Буквы Ф, ф. 19 20 21 22 23 24 25 26 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 Согласные звуки ( З, з*), Буквы З, з. Согласные звуки ( С, с*), Буквы С, с. Игра: « Где спряталась буква С». Согласный звук [Ш, ш] , Буквы Ш, ш. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Сравнение звуков [ж- ш] Согласные звуки [Б, б*] , Буквы Б, б. Согласные звуки [П, п*] , Буквы П, п. Согласные звуки [Д, д*] , Буквы Д, д. 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 Согласные звуки [Т, т*] , Буквы Т, т. Знакомство с буквой Г (г). Согласные звуки [К, к*] , Буквы К, к. Согласные звуки [Х, х*] , Буквы Х, х. Игра «Найди на рисунках букву Х. Разучивание скороговорки. Согласный звук [ц] , Буквы Ц, ц. Игра «Найди на рисунках букву Ц. Разучивание скороговорки. Беседа «Откуда пришли цифры». Согласный звук [щ*] , Буквы Щ, щ. Игра «Найди на рисунках букву Щ. Разучивание скороговорки. Согласный звук [ч*] , Буквы Ч, ч. Игра «Найди на рисунках букву Ч. Разучивание скороговорки. Звук [й] , Буквы И, й. Диктант. Чтение сказки «Что вы знаете о йогах?» Буквы твёрдый знак [ъ ], мягкий знак [ь ], Знакомство с авторской сказкой: В. Бианки, «Хвосты». Письмо печатных букв. Обобщение. 2ч. Чтение слогов и слов с изученными буквами Пояснительная записка к курсу «Математические ступеньки» Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Основными целями обучения математике являются: - математическое развитие младших школьников; - формирование системы начальных математических знаний; -воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей: — формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); — развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; — развитие пространственного воображения; — развитие математической речи; — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; — формирование умения вести поиск информации и работать с ней; — развитие познавательных способностей; — воспитание стремления к расширению математических знаний; — формирование критичности мышления; — развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Общая характеристика курса Рабочая программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательнологическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Место курса «Математические ступеньки» в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 72 занятия (2 занятия в неделю, 36 учебных недель). Описание ценностных ориентиров содержания курса Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе: — чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; — восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: — доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: – принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; – ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; – формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; – формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; – формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. Результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты — Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; — Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. — Целостное восприятие окружающего мира. — Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. — Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты — Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. — Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. — Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера. Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 4 Всего Наименование разделов Всего занятий Доцифровой период 16 Цифровой период 20 Сложение и вычитание чисел в 27 пределах 10 Простые задачи 9 72 часа Содержание программы Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др. Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. Содержательно-логические задания на развитие: — внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.; — воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.; — памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала; — мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др. — анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. — Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. — Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. — Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». — Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты — Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. — Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. — Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. — Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере). ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Программа Учебник Дидактические средства для учащихся Экранно-звуковые пособия Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2016 Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016 Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016. Игровой комплект к программе по сказкотерапии для старшего дошкольного возраста (программа + USB-флеш + игры) Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности). № ЗАНЯТИЯ 1 2 Календарно – тематическое планирование занятия по курсу «Математические ступеньки» Автор С.И. Волкова, 72 часа кол- НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА во часов ТЕМА ЗАНЯТИЯ Доцифровой период (16ч) 1ч Пространственные представления вверху, внизу, между, слева, справа 1ч Понятия «Больше, меньше, столько же» 2ч Понятия «Длинее-короче», «выше-ниже» 3-4 2ч Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке 2ч Знакомство с геометрическими фигурами (треугольник) 2ч Знакомство с геометрическими фигурами (круг) 2ч 2ч 2ч 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17 18 19 20-21 3ч 22-23 24 25 26 27 28-29 30 31-32 33-34 2ч 4ч 35-36 2ч 37-38 2ч Знакомство с геометрическими фигурами (четырехугольник) Знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольник) Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат) Цифровой период (20ч) Число и цифра 1. Число и цифра 2. Число и цифра 3 Число и цифра 4. Число и цифра 5 Закрепление состава чисел 1-5 Число и цифра 6. Число и цифра 7. Число и цифра 8. Число и цифра 9. Закрепление состава чисел 6-9 Число и цифра 0. Обратный счет. Закрепление состава чисел 1-9 Временные представления. Год. Временные представления. Месяц. Временные представления. Дни недели, Временные представления. Сутки Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (27ч) Действие «сложение». Конкретный смысл сложения. 39-40 41-42 43-44 45-46 2ч 2ч 2ч 2ч Сложение вида +1 Сложение вида +2 Сложение вида +3 Сложение вида +4 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 47-48 49-50 51-52 53-54 55-56 57-58 59-60 61-63 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 3ч 64-65 2ч 66-67 2ч 68-69 70 71-72 2ч 1ч 2ч Сложение в пределах 10 Действие «вычитание». Конкретный смысл вычитания. Вычитание вида -1 Вычитание вида -2 Вычитание вида -3 Вычитание вида -4 Вычитание в пределах 10 Сложение и вычитание в пределах 10 Простые задачи (9ч) Решение простых задач на сложение с опорой на наглядность. Задания на внимание Решение простых задач на вычитание с опорой на наглядность. Задания на внимание Составление и решение простых задач. Сравнение чисел. Игра «Путешествие в страну чисел» Повторение Закрепление изученного. Задания на внимание. Пояснительная записка к курсу «От рисунка к букве» Подготовка к письму «Я готовлюсь к письму», предполагает работу по комплекту пособий Н. Федосовой «Я готовлюсь к письму», который дополняет программу «От слова к букве». Комплект состоит из 2 тетрадей: "От рисунка к букве", «Мои первые буквы". Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Работая по ним, дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания в тетрадях знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей. Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия. Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др. Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения. Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др Задачи подготовки к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации. Планируемые результаты: Соблюдать элементарные гигиенические правила. Ориентироваться на странице тетради. Отличать буквы от звука. Отличать заглавные и строчные буквы. Отличать прописных букв от печатных. Печатать буквы Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д. Ориентироваться на странице тетради Знать конфигурацию печатных букв. Место курса «От рисунка к букве» в учебном плане Рабочая программа на изучение курса «От слова к букве» рассчитана на 72 занятия (2 занятия в неделю; 36 учебных недель). Учебно-тематический план № п/п 1 2 Наименование разделов Добуквенный период Гласные и согласные звуки и буквы. Всего занятий 13 6 3 4 5 Всего Двузначные гласные Звонкие, глухие, шипящие согласные Обобщение 72 часа 7 44 2 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Программа Учебник Дидактические средства для учащихся Экранно-звуковые пособия Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2016 Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016. Федосова Н.А. « От рисунка к букве», «Мои первые буквы: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2016. Игровой комплект к программе по сказкотерапии для старшего дошкольного возраста (программа + USB-флеш + игры) Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности). Календарно - тематическое планирование занятий по курсу «От рисунка к букве» Автор Федосова Н.А., 72часа № ЗАНЯ ТИЯ НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА ТЕМА ЗАНЯТИЯ 1 Добуквенный период 13ч Правила посадки. Расположение тетради при письме. Умение держать ручку. Раскрашивание узора «Петушок» 2 3-4 Раскрашивание пространства около контура. Контур предметов. Обведение контура предметов по нанесенным точкам. Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. 5-6 7 8 Письмо наклонных палочек. Узор «Кит». Раскрашивание около контура. Контур предмета и раскрашивание его внутри. пространства Письмо прямых линий. Узор «Снеговик» Прямая наклонная линия. Узор «Мишка». Обведение по контуру предметов в рабочей строке. Рабочая строка, надстрочные и подстрочные линии. Работа в рабочей строке (дорисовывание элементов) Гласные и согласные звуки и буквы.6ч 14 Письмо печатной буквы Аа. 15 Овал. Линия с закруглением внизу или вверху. Конструирование буквы О. Письмо печатной буквы Оо. 16 Длинная линия с закруглением внизу. Конструирование буквы ы. Письмо печатной буквы 17 Линия с закруглением внизу и петлей. Конструирование буквы У,у. Письмо печатной буквы Уу. 18-19 Прямая линия с петлей внизу. Узор «Цветок». Конструирование букв Э,э. Письмо печатной буквЭэ. Двузначные гласные 7ч 20-21 Конструирование букв Я,я, Письмо печатной буквы Яя. 22-23 Конструирование букв Ю,ю. Письмо печатной буквы Юю. 9 10 11 12 13 24-25 Конструирование букв Е,е, Письмо печатной буквы Ее. 26 Конструирование букв Ёё. Письмо печатной буквы Ёё. Звонкие, глухие, шипящие согласные 44ч 27-28 Конструирование буквы Л,л. Письмо печатной буквы Лл. 29-30 Конструирование буквы М,м. Письмо печатной буквы Мм. 31-32 Конструирование букв Н,н .Р,р . Письмо печатных букв: Нн,Рр. 33-34 Конструирование букв Н,н Р,р . Письмо печатных букв: Нн,Рр. 35 Написание изученных звонких и глухих согласных 36-37 38-39 40-41 42-43 44-45 46-47 48-49 50-51 52-53 54-55 56-57 58-59 Конструирование букв В,в ; Ф,ф . Письмо печатных букв: В,в ; Ф,ф . Конструирование букв : З,з ; С,с. Письмо печатных букв: З,з ; С,с. Конструирование букв : Ж,ж ; Ш,ш . Письмо печатных букв: Ж,ж; Ш,ш Конструирование букв : Б,б ; П,п. Письмо печатных букв: Б,б ; П,п. Конструирование букв : Д,д, ; Т,т . Письмо печатных букв: Д,д, ; Т,т . Конструирование букв : Г,г, ; К,к. Письмо печатных букв: Г,г, ; К,к. 60-61 62-63 64-65 66-67 68-69 Конструирование букв : Х,х. Письмо печатной буквы Хх. Конструирование букв : Ц,ц Письмо печатной буквы Ц,ц. Конструирование букв: Щщ, Чч, Письмо печатных букв Щщ, Чч Конструирование букв6 ь,ъ. Письмо печатных букв ъ,ь Обобщение.2ч 70-72 Закрепление написания изученных букв. Материально-техническое оснащение программы: 1. Стеллажи для пособий. 2. Стул детский. 3. Стол индивидуальный детский. 4. Интерактивная доска 5. Игровой комплект к программе по сказкотерапии для старшего дошкольного возраста. 6. Магнитно-маркерная доска 7.Индивидульные тетради. Федосова Н.А. «От слова к букве»; индивидуальные тетради Волкова С.И. «Математические ступеньки»; индивидуальные тетради. Федосова Н.А. «От рисунка к букве», «Мои первые буквы». 8. Ноутбуки для индивидуальной работы.