программа дополнительного образования 2023

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 13 города Каменск-Шахтинский
347800, Ростовская область, г.Каменск-Шахтинский, ул.Нефтянников, д. 26 а
Тел +7(8636)5-14-41, E-mail: detskiisad13@yandex.ru

Принят на педагогическом
совете Протокол № 3
« 24» марта 2023 г.

Утверждено
Приказом МБДОУ детский сад №13
№ 35 от « 24» марта 2023 г.
Заведующий МБДОУ детский сад №13
__________________ А.Г.Галинис

Согласован
Советом родителей
МБДОУ детский сада № 13
Протокол № 3
от « 24» марта 2023 г.

Подписано цифровой
подписью: Галинис А.Г.
DN: cn=Галинис А.Г.,
o=МБДОУ детский сад №
13, ou=руководитель,
email=detskiisad13@yand
ex.ru, c=RU
Дата: 2023.05.22 07:46:10
+03'00'

Дополнительная общеразвивающая программа
дополнительного образования детей и взрослых
«АБВГДейка»

г. Каменск-Шахтинский

Пояснительная записка
Программа осуществляет преемственность между дошкольным и
начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к
новым образовательным условиям и создание условий гуманного
(комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Это
занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной
адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно
высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не
только к новым формам общения. У него должна быть развита
мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа
познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и
познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник
должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий,
коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения
УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего
образования, составляет основу начального образования. В связи с этим,
создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее
важной целью программы.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника,
его физических, социальных и психологических функций, необходимых для
систематического обучения в школе.
Основные задачи: развитие личностных качеств; сохранение и
укрепление здоровья; формирование ценностных установок и ориентаций;
развитие творческой активности; формирование и развитие психических
функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по
правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: программа носит развивающий
характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает
освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с
взрослыми);
обеспечивает
формирование
ценностных
установок;
ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает
постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и

сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды
деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной
деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом
индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой
деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение
здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям
образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и
последовательность; вариантность и вариативность; доступность и
достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с
окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция
всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие
игровых и творческих заданий; многообразие видов художественнотворческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая,
театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность;
конструирование и моделирование. Виды действий в процессе
конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение
общего и различного; осуществление классификации; установление
аналогии.
Программа состоит из следующих курсов:
Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами,
художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка
посредством различных видов деятельности, выполняющей функции
развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления,
координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата
пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого
действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на
развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство
юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между
литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений
проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства

объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать
относительность свойства, делать основные выводы.
Курс «От рисунка к букве» направлен на развитие и укрепление мелкой
моторики рук, формирование графических навыков, развитие координации
движений, и таких процессов, как восприятие пространства, внимание,
воображение, память, мышление.
Место занятий в учебном плане
Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из
следующих курсов: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки»,
«От рисунка к букве». Адаптационные занятия организуются на базе школы
и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 2 раза в
неделю. Продолжительность занятий 20 минут с 10-минутным перерывом.
Программа рассчитана на 36 недель.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных
документах дошкольного и начального общего образования (федеральные
государственные требования к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен
портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими
качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками:
самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью;
соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за
растениями, животными, игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и
природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и
сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения;
владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия
с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое
высказывание в устной форме.
Планируемые результаты освоения программы

В ходе освоения содержания программы «Преемственность. Подготовка к
школе» предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Познавательные
УУД: знаково-символическое
моделирование
и
преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в
том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих
элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;
осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный
выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному
правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и
исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей
деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и
сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и
невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к
процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на
партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе,
положительное отношение к школьному обучению.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
















распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные
выводы;
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг,
квадрат), по цвету, по размеру;
считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить
количество с цифрами;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

Ребенок получит возможность научиться:







устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по
имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться,
благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки,
чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в
прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два.

Пояснительная записка к курсу «От слова к букве»
Общая характеристика курса
Логика изложения и содержание авторской программы полностью
соответствует требованиям Федерального компонента государственного
стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено
изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в
обязательный минимум содержания основных образовательных программ,
отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки
детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию
устной речи.
Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством
которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём
направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;
-подготовка к обучению письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический
характер.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки
детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Содержание
Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать
словарный запас детей: обогащать словарь ребёнка словами, обозначающими
действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевлённых
предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевлённых — человек:
свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и
переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами;
обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их
правильное употребление в собственной речи; находить в литературном
произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе),
слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно
описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли
слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать
произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к
тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки
связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и

последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с
опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном
событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине,
создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное —
развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и
исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять
запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в
речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно
употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное
понимание переносного значения слов.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные
признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал,
форма, цвет, размер).
Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми
обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать
диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе
иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей
внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок,
стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с
опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах
из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир
(цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по
плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать
эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на
вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять
рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета,
предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес
детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание
рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться,
вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе
начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного
речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие
темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание
обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы
дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки,
помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания,

упражнения для губ, упражнения для языка); произношение звуков русского
алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по
произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному
произношению,
орфоэпическим
нормам
литературного
языка.
Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в
произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический
слух: учить детей называть слова с определённым звуком, находить слова с
этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять
правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на
слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей чёткому
произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса
(голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному
использованию интонационных средств. Знакомить с правильным
произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и
печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки
в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой
структуре.
Планируемые результаты:
— правильно произносить все звуки;
— проводить классификацию звуков по их произношению;
— проводить классификацию печатных букв по их элементам;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— уметь ориентироваться на странице тетради.
Место курса «От слова к букве» в учебном плане
Рабочая программа на изучение курса «От слова к букве» рассчитана на
72 занятия (2 занятия в неделю; 36 учебных недель).

Учебно-тематический план
№ п/п
1
2

Наименование разделов
Добуквенный период
Осенние странички.
Зимние странички.

Всего занятий
5
3

Весенние странички.
2
Летние странички.
3
Гласные и согласные звуки и 6
буквы.
Двузначные гласные
7

3
4
5
6

8

Звонкие, глухие,
согласные
Обобщение.

Всего

72 занятия

7

шипящие 44
2

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Программа

Учебник
Дидактические средства для
учащихся
Экранно-звуковые пособия

Н. А. Федосова. Программа
«Преемственность. Подготовка детей к
школе». - М.: Просвещение, 2016
Федосова Н.А. Дошкольное обучение:
Подготовка к школе. - М.: Просвещение,
2016.
Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное
пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч.
- М.: Просвещение, 2016.
Игровой комплект к программе по
сказкотерапии для старшего дошкольного
возраста (программа + USB-флеш + игры)
Видеофильмы, соответствующие
содержанию обучения (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие
содержанию обучения (по возможности).
Мультимедийные (цифровые)
образовательные ресурсы, соответствующие
содержaнию обучения (по возможности).

Календарно – тематическое планирование занятия
по курсу «От слова к букве»
Автор Н. А. Федосовой, 72 часа
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
№
ЗАНЯТИЯ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Осенние странички. 5 ч.

1
2

3
4

5

6

7
8

9

10

11

12

13

14
15
16
17
18

Осенние странички. Стихотворение «Осень». Игра: «Словаразные». Звуковой анализ слов (зонт, лес).
Составление рассказа на тему: «Осень». Стихотворение «Опустел
скворечник». Игра: «Какие слова бывают». Звуковой анализ слов
(лист, туча).
Составление рассказа на тему: «Как мы играем». Стихотворение
«В центре нашего двора». Звуковой анализ слов (игра, игла).
Составление рассказа на тему: « Что растёт в саду? А на огороде?
Игры: «Найди лишний предмет». Звуковой анализ слов (репа,
сад).
Знакомство со сказкой «Мужик и медведь, с рассказом: « Осенняя
рыбалка».
Зимние странички. 3 ч.
Зимние странички. Составление рассказа по рисунку.
Стихотворение «Белый снег, пушистый». Звуковой анализ слова
(зима).
Знакомство с авторской сказкой П. Бажова, «Серебряное
копытце»;
Знакомство с рассказом : «Зимовье». Звуковой анализ слова
(волк), с рассказом Е. Чарушина: «Заяц».
Весенние странички. 2 ч.
Весенние странички. Знакомство со стихотворением А.Плещеева
«Весна». Отгадывание загадки. Звуковой анализ слов (весна,
лужи).
Знакомство с народными сказками: «Лисичка-сестричка и серый
волк», «Котофей Котофеевич»
Летние странички. 3 ч.
Летние странички. Знакомство со стихотворением , Сурикова
«Лето». Составление рассказа по картинке. Отгадывание загадок о
лете.
Составление рассказа «Дети в лесу». Знакомство со
стихотворением Я. Акима «Песенка в лесу», с рассказом В.
Бианки: «Купание медвежат».
Знакомство с рассказом Э. Мошковской «Суслик, который хотел
быть похожим на Человека.
Гласные и согласные звуки и буквы. 6 ч.
Гласные и согласные звуки.Гласный звук (О). Отгадывание
загадок. Разучивание скороговорки.
Гласный звук [а], буква А (а). Знакомство с заглавной буквой «А».
Разучивание скороговорки.
Гласный звук (У). Разучивание скороговорки. Придумай загадку
об улитке.
Гласный звук (ы). Составление сказки о мышонке. Звуковой
анализ слова «крыша», «тыква». Разучивание скороговорки.
Гласный звук (И). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква
И ?». Разучивание скороговорки.

27
28
29
30
31
32

Гласный звук (Э). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква
Э». Разучивание скороговорки.
Двузначные гласные 7 ч.
Гласная двузначная буква (Я). Печатание буквы. Игра: «Где
спряталась буква Я?». Разучивание скороговорки.
Гласная двузначная буква (Ю). Печатание буквы. Игра: «Где
спряталась буква (Ю)?». Разучивание скороговорки.
Гласная двузначная буква (Е). Буква Е
(е) в начале слова.
Звуковой анализ слова «ели».
Соотношение звуков и букв в словах
с йотированными гласными.
Составление рассказа «Дети в лесу». Печатание буквы. Игра:
«Где спряталась буква (Е)?». Разучивание скороговорки.
Гласная двузначная буква (Ё). Печатание буквы. Игра: «Где
спряталась буква (Ё) ?». Разучивание скороговорки.
Звонкие, глухие, шипящие согласные. 44 ч.
Согласные звуки ( л, л*), Буквы Л, л. Игра: « Найди на рисунке Л.
Разучивание скороговорки.
Согласные звуки ( м, м*), Буквы М, м. Игра: « Найди на рисунке
М», «Доскажи словечко».
Согласные звуки ( н, н*), Буквы Н, н. Игра: « Найди на рисунке
Н», «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки.

33
34

Согласные звуки ( р, р*), Буквы Р, р. Игра: « Найди на рисунке
Р», «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки.

35
36-37

Чтение слогов и слов с изученными буквами
Согласные звуки ( в, в*), Буквы В, в. Игра: « Найди на рисунке
В», «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки.
Согласные звуки ( Ф, ф*), Буквы Ф, ф.

19

20
21
22
23
24
25

26

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

Согласные звуки ( З, з*), Буквы З, з.
Согласные звуки ( С, с*), Буквы С, с. Игра: « Где спряталась
буква С».
Согласный звук [Ш, ш] , Буквы Ш, ш.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Сравнение
звуков [ж- ш]
Согласные звуки [Б, б*] , Буквы Б, б.
Согласные звуки [П, п*] , Буквы П, п.
Согласные звуки [Д, д*] , Буквы Д, д.

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

71
72

Согласные звуки [Т, т*] , Буквы Т, т.
Знакомство с буквой Г (г).
Согласные звуки [К, к*] , Буквы К, к.
Согласные звуки [Х, х*] , Буквы Х, х.
Игра «Найди на рисунках букву Х. Разучивание скороговорки.
Согласный звук [ц] , Буквы Ц, ц.
Игра «Найди на рисунках букву Ц. Разучивание скороговорки.
Беседа «Откуда пришли цифры».
Согласный звук [щ*] , Буквы Щ, щ.
Игра «Найди на рисунках букву Щ. Разучивание скороговорки.
Согласный звук [ч*] , Буквы Ч, ч.
Игра «Найди на рисунках букву Ч. Разучивание скороговорки.
Звук [й] , Буквы И, й. Диктант. Чтение сказки «Что вы знаете о
йогах?»
Буквы твёрдый знак [ъ ], мягкий знак
[ь ], Знакомство с авторской сказкой: В. Бианки, «Хвосты».
Письмо печатных букв.
Обобщение. 2ч.
Чтение слогов и слов с изученными буквами

Пояснительная записка к курсу «Математические ступеньки»
Логика изложения и содержание авторской программы полностью
соответствует требованиям Федерального компонента государственного
стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено
изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в
обязательный минимум содержания основных образовательных программ,
отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Основными целями обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
-воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на
достижение основных целей:
—
формирование
элементов
самостоятельной
интеллектуальной
деятельности на основе овладения несложными математическими методами
познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать,
моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического
мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их
применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать
высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Общая характеристика курса
Рабочая программа "Математические ступеньки" направлена на развитие
умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые
свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;
понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность,
уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и
разработки форм представления материала для математической подготовки
детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение
общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и
интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей
математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы
подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
систематического развития познавательных способностей, которая
осуществляется через развитие у детей познавательных процессов:
восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три
основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные
свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы
геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер,
расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических
фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательнологическая, построенная в основном на математическом материале двух
первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания,
восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая
идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и
эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка,
насыщенной математическим содержанием, направляется специальным
подбором и структурированием заданий, формой их представления,
доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по
математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод
дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в
различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается
практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать
математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя
действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая,
раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с
воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме
со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим
раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Место курса «Математические ступеньки» в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 72 занятия (2 занятия в неделю, 36 учебных
недель).
Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценностные
ориентиры
начального
образования
конкретизируют
личностный, социальный и государственный заказ системе образования,
выраженный в Требованиях к результатам освоения основной
образовательной программы, и отражают следующие целевые установки
системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование
психологических
условий
развития
общения,
сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра,
признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с
учётом позиций всех участников;
·развитие
ценностно-смысловой
сферы
личности
на
основе
общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения,
коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств
(стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через
знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной
культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и
самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и
любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности
личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения
к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,
критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей,
готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и
общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять

избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда
других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве
процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития
обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых
способов действия обеспечивает высокую эффективность решения
жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Результаты изучения курса
Программа
обеспечивает
достижение
следующих
личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное
отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему
миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла
учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и
управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового
характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения,
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
—
Способность
использовать
знаково-символические
средства
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры
компьютера.

Учебно-тематический план
№ п/п
1
2
3
4
Всего

Наименование разделов
Всего занятий
Доцифровой период
16
Цифровой период
20
Сложение и вычитание чисел в 27
пределах 10
Простые задачи
9
72 часа

Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не
круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру
(длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче,
такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа,
слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне
фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы,
по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия,
последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение
чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики
последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента,
связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить
последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат),
круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни
рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей,
составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам,
преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием
арифметического и геометрического материала;
—
мышления:
выделение
существенных
признаков,
выявление
закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение
анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
— анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов
и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки
их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления
данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения
алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с
числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и
строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и
изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами,
графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и
интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать
текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной
теме, распечатывать её на принтере).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Программа

Учебник
Дидактические
средства для
учащихся
Экранно-звуковые
пособия

Н. А. Федосова. Программа «Преемственность.
Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение,
2016
Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка
к школе. - М.: Просвещение, 2016
Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное
пособие для подготовки детей к школе. - М.:
Просвещение, 2016.
Игровой комплект к программе по сказкотерапии
для старшего дошкольного возраста (программа +
USB-флеш + игры) Аудиозаписи художественного
исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы, соответствующие содержанию
обучения (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие

содержанию обучения (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы, соответствующие содержaнию обучения
(по возможности).

№
ЗАНЯТИЯ

1
2

Календарно – тематическое планирование
занятия по курсу «Математические ступеньки»
Автор С.И. Волкова, 72 часа
кол- НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
во
часов ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Доцифровой период (16ч)
1ч
Пространственные представления вверху, внизу, между, слева,
справа
1ч
Понятия «Больше, меньше, столько же»
2ч
Понятия «Длинее-короче», «выше-ниже»

3-4
2ч

Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке

2ч

Знакомство с геометрическими фигурами (треугольник)

2ч

Знакомство с геометрическими фигурами (круг)

2ч
2ч
2ч

5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17
18
19
20-21

3ч

22-23
24
25
26
27
28-29
30
31-32
33-34

2ч
4ч

35-36

2ч

37-38

2ч

Знакомство с геометрическими фигурами (четырехугольник)
Знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольник)
Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат)
Цифровой период (20ч)
Число и цифра 1.
Число и цифра 2.
Число и цифра 3
Число и цифра 4.
Число и цифра 5
Закрепление состава чисел 1-5
Число и цифра 6.
Число и цифра 7.
Число и цифра 8.
Число и цифра 9.
Закрепление состава чисел 6-9
Число и цифра 0. Обратный счет.
Закрепление состава чисел 1-9
Временные представления. Год.
Временные представления. Месяц.
Временные представления. Дни недели, Временные
представления. Сутки
Сложение и вычитание
чисел в пределах 10 (27ч)
Действие «сложение». Конкретный смысл сложения.

39-40
41-42
43-44
45-46

2ч
2ч
2ч
2ч

Сложение вида +1
Сложение вида +2
Сложение вида +3
Сложение вида +4

2ч

2ч
2ч
2ч
2ч

47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-63

2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
3ч

64-65

2ч

66-67

2ч

68-69
70
71-72

2ч
1ч
2ч

Сложение в пределах 10
Действие «вычитание». Конкретный смысл вычитания.
Вычитание вида -1
Вычитание вида -2
Вычитание вида -3
Вычитание вида -4
Вычитание в пределах 10
Сложение и вычитание в пределах 10
Простые задачи (9ч)
Решение простых задач на сложение с опорой на наглядность.
Задания на внимание
Решение простых задач на вычитание с опорой на наглядность.
Задания на внимание
Составление и решение простых задач. Сравнение чисел.
Игра «Путешествие в страну чисел» Повторение
Закрепление изученного. Задания на внимание.

Пояснительная записка к курсу «От рисунка к букве»
Подготовка к письму «Я готовлюсь к письму», предполагает работу по
комплекту пособий Н. Федосовой «Я готовлюсь к письму», который дополняет
программу «От слова к букве». Комплект состоит из 2 тетрадей: "От рисунка к
букве", «Мои первые буквы". Курс предназначен для подготовки детей
дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Работая по ним, дети
приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся
штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания
в тетрадях знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита,
развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические
способности, формируют графические навыки детей.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над
совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке
к
обучению
письму
преобладают
технические
действия.
Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме
развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен
двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация
движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства,
внимание,
воображение,
память,
мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных
анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура
воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна
ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что
складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это
отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно
зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его
воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно
высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и
детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно
продуманную
систему
упражнений
для
подготовки
к
письму.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки
детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку
приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой
моторики
и
развитию
координации
движений.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это,
например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово»,
«Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро
и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук»,
«Подбери
слова
на
заданный
звук»,
«Угадай
слово»
и
др.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению

письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию
проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из
которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные
буквы, составляют узоры, украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую
моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм
букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих
элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих
элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство,
пальчиковую гимнастику и др
Задачи подготовки к обучению письму:
 готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру
узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и
самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для
пальцев;
 знакомить с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с
положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить
работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать
пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо;
 знакомить с контуром предмета и его особенностями;
 знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой;
 моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной
конфигурации.
Планируемые результаты:
Соблюдать элементарные гигиенические правила.
Ориентироваться на странице тетради.
Отличать буквы от звука.
Отличать заглавные и строчные буквы.
Отличать прописных букв от печатных.
Печатать буквы
Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и
т.д.
Ориентироваться на странице тетради
Знать конфигурацию печатных букв.
Место курса «От рисунка к букве» в учебном плане
Рабочая программа на изучение курса «От слова к букве» рассчитана на 72
занятия (2 занятия в неделю; 36 учебных недель).
Учебно-тематический план
№ п/п
1
2

Наименование разделов
Добуквенный период
Гласные и согласные звуки и буквы.

Всего занятий
13
6

3
4
5
Всего

Двузначные гласные
Звонкие, глухие, шипящие согласные
Обобщение
72 часа

7
44
2

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Программа

Учебник
Дидактические средства для
учащихся
Экранно-звуковые пособия

Н. А. Федосова. Программа «Преемственность.
Подготовка детей к школе». - М.:
Просвещение, 2016
Федосова Н.А. Дошкольное обучение:
Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016.
Федосова Н.А. « От рисунка к букве», «Мои
первые буквы: Учебное пособие для
подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.:
Просвещение, 2016.
Игровой комплект к программе по
сказкотерапии для старшего дошкольного
возраста (программа + USB-флеш + игры)
Видеофильмы, соответствующие содержанию
обучения (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие
содержанию обучения (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы, соответствующие содержaнию
обучения (по возможности).

Календарно - тематическое планирование занятий
по курсу «От рисунка к букве»
Автор Федосова Н.А., 72часа
№
ЗАНЯ
ТИЯ

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1

Добуквенный период 13ч
Правила посадки. Расположение тетради при письме. Умение держать ручку.
Раскрашивание узора «Петушок»

2
3-4

Раскрашивание пространства около контура.
Контур предметов. Обведение контура предметов по
нанесенным точкам.
Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы,
овалы.

5-6

7
8

Письмо наклонных палочек. Узор «Кит». Раскрашивание
около контура.
Контур предмета и раскрашивание его внутри.

пространства

Письмо прямых линий. Узор «Снеговик»
Прямая наклонная линия. Узор «Мишка».
Обведение по контуру предметов в рабочей строке.
Рабочая строка, надстрочные и подстрочные линии.
Работа в рабочей строке (дорисовывание
элементов)
Гласные и согласные звуки и буквы.6ч
14
Письмо печатной буквы Аа.
15
Овал. Линия с закруглением внизу или вверху. Конструирование буквы О.
Письмо печатной буквы Оо.
16
Длинная линия с закруглением внизу. Конструирование буквы ы. Письмо
печатной буквы
17
Линия с закруглением внизу и петлей. Конструирование буквы У,у. Письмо
печатной буквы Уу.
18-19 Прямая линия с петлей внизу. Узор «Цветок». Конструирование букв Э,э.
Письмо печатной буквЭэ.
Двузначные гласные 7ч
20-21 Конструирование букв Я,я, Письмо печатной буквы Яя.
22-23 Конструирование букв Ю,ю. Письмо печатной буквы Юю.
9
10
11
12
13

24-25 Конструирование букв Е,е, Письмо печатной буквы Ее.
26
Конструирование букв Ёё. Письмо печатной буквы Ёё.
Звонкие, глухие, шипящие согласные 44ч
27-28 Конструирование буквы Л,л. Письмо печатной буквы Лл.
29-30 Конструирование буквы М,м. Письмо печатной буквы Мм.
31-32 Конструирование букв Н,н .Р,р . Письмо печатных букв: Нн,Рр.
33-34 Конструирование букв Н,н Р,р . Письмо печатных букв: Нн,Рр.
35

Написание изученных звонких и глухих согласных

36-37
38-39
40-41
42-43
44-45
46-47
48-49
50-51
52-53
54-55
56-57
58-59

Конструирование букв В,в ; Ф,ф . Письмо печатных букв: В,в ; Ф,ф .
Конструирование букв : З,з ; С,с. Письмо печатных букв: З,з ; С,с.
Конструирование букв : Ж,ж ; Ш,ш . Письмо печатных букв: Ж,ж; Ш,ш
Конструирование букв : Б,б ; П,п. Письмо печатных букв: Б,б ; П,п.
Конструирование букв : Д,д, ; Т,т . Письмо печатных букв: Д,д, ; Т,т .
Конструирование букв : Г,г, ; К,к. Письмо печатных букв: Г,г, ; К,к.

60-61
62-63
64-65
66-67
68-69

Конструирование букв : Х,х. Письмо печатной буквы Хх.
Конструирование букв : Ц,ц Письмо печатной буквы Ц,ц.
Конструирование букв: Щщ, Чч, Письмо печатных букв Щщ, Чч
Конструирование букв6 ь,ъ. Письмо печатных букв ъ,ь

Обобщение.2ч
70-72 Закрепление написания изученных букв.
Материально-техническое оснащение программы:
1. Стеллажи для пособий.
2. Стул детский.
3. Стол индивидуальный детский.
4. Интерактивная доска
5. Игровой комплект к программе по сказкотерапии для старшего дошкольного
возраста.
6. Магнитно-маркерная доска
7.Индивидульные тетради. Федосова Н.А. «От слова к букве»; индивидуальные
тетради Волкова С.И. «Математические ступеньки»; индивидуальные тетради.
Федосова Н.А. «От рисунка к букве», «Мои первые буквы».
8. Ноутбуки для индивидуальной работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».